Andrey Stvolinsky (stvolinsky) wrote,
Andrey Stvolinsky
stvolinsky

Categories:

Трекинг по горам Непала. Эверест. Kala-Patar. Everest Base Camp. Gokyo. Lukla. Namche-Bazar.

Я стою на подвесном мосту через пропасть. Ночь. Надо мной звёздное небо. Где-то внизу шумит горная река. Вокруг непальские джунгли. Я совершенно один.
Включаю фонарь. Ещё час пути до той деревеньки, где я собирался сегодня ночевать.


Если вам кажется, что ваша жизнь скучна и предсказуема, то, возможно, это будет
Самое большое приключение в вашей жизни.



10 ноября. Перекрываю воду, вырубаю свет. Бегу на Савёловский вокзал. Благо - близко. Чайник забыл обесточить... Пробую об этом не думать.
Самолёт до Дели. Индийская виза уже стоит в паспорте.
На соседнем кресле - сикх в большом лиловом тюрбане. Он летит в Дели из Торонто через Москву. Он не умеет писать по-английски. Жестами просит меня заполнить за него иммиграционную карточку.
Когда летишь в Непал, приходится выбирать, где терять время - в Индии или в Пакистане. Прямых рейсов нет. Где-то придётся ждать самолёт до Катманду. Мы выбрали Дели.
Едва открывается дверь самолёта, в нос ударяет запах дыма. Над индийской столицей висит плотное облако смога. Видимо, потому что мусор жгут на улицах.
Глубокая ночь. Жёлтый свет фонарей расплывается в дымных разводах.

11 ноября
Камеры хранения в аэропорту нет. У нас 13 часов прогулки с рюкзаками. Берём такси, поехали кататься.
Таксист добросовестно возил нас по всем достопримечательностям, но подсветки у них нет и потому мы могли видеть в темноте лишь смутные очертания памятников индийской архитектуры. Сейчас даже кажется, что было бы полезней попросить его постоять до рассвета где-нибудь в тихом месте, чтоб мы поспали хотя бы два-три часа.
Но на рассвете мы со вкусом погуляли возле дворца Ханумана.

Утро в Дели
Утро в Дели

Статуя Ханумана
Статуя Ханумана

Рассвет за дворцом Ханумана
Рассвет за дворцом Ханумана

Непальская виза ставится по прилёту в Катманду - прямо на выходе из аэропорта. Занимает это 20 минут с учётом очереди; стоит, кажется, 20 долларов за 15 дней; необходимо иметь с собой фотографию 3х4.
Здесь же, в аэропорту, можно поменять немного денег, чтобы расплатиться за такси. Основную сумму лучше менять позже в городе - там курс будет выгоднее. В аэропорту есть услуга Prepaid Taxi - вы платите деньги человеку за стойкой, он даёт вам квиточек с номером машины, таксист с вас ничего не требует. За поездку до туристического района Thamel с нас взяли 500 рупий. Это не очень много, но можно легко найти машину и за 300 рупий, если выйти из аэропорта и поторговаться.
К нам в такси сразу уселся человек, сказав ,что он - переводчик. На самом деле - он туристический агент, уговаривает вас ехать в определённый отель и имеет с этого свою прибыль. Если вы не знаете, куда податься в Катманду, можно воспользоваться услугами такого агента - заплатите не намного дороже.


На закате мы уже гуляли по Катманду в поисках места, где поесть.
Антон с Катей даже прокатились на велорикше.
Катманду. Велорикша.

12 ноября.
Встаём в пять утра. В шесть уже приезжаем в местный аэропорт. Нам предстоит отправиться в Луклу - маленький посёлок у подножья Гималаев.

Непальские аэропорты имеют ряд особенностей. Во-первых, там нет электронных табло с информацией о вылете. Регистрацию на рейсы нужно чуять шестым чувством, а посадка объявляется громким криком. Кричат они на очень своём английском - нужно вслушиваться и стараться не пропустить рейс. Впрочем, обычно сотрудники авиакомпании очень активно бегают по аэропорту и ищут тех пассажиров, которые успели зарегистрироваться. Ещё одна особенность - необходимость оплаты некой пошлины - TAX - при регистрации. При вылете в Луклу надо было заплатить 170 рупий с человека, при вылете в Дели потребовались уже 1400 рупий. Сначала платим "таксу" в окошке банка в аэропорту, потом идём регистрироваться. Наоборот - нельзя.
Важно: Если даже у вас есть обратный билет из Луклы в Катманду, его необходимо подтвердить за день до отлёта. На билете это написано мелким шрифтом. Иначе - могут продать ваш билет другим страждущим. Офис Yeti Airlines в Лукле открыт с 15 до 16 часов - нужно подойти туда и сказать, что хочешь "reconfirm ticket for tomorrow".

Катманду. Аэропорт Domestic Flights.
На табло - только список рейсов, остальная информация транслируется посредством крика.

Катманду. Аэропорт Domestic Flights.
В Непале даже на внутренних авиалиниях летают в основном туристы.

Самолётик Yeti Airlines
На внутренних линиях летают в основном маленькие самолётики типа этого Twin Otter.

Самолётик Yeti Airlines
Yeti Airlines - очень романтичное название для авиакомпании, летающей над Гималаями.

Стюардесса Yeti Airlines
В самолёте размером с микроатобус есть даже стюардесса. Перед полётом она раздаёт желающим конфеты и вату для затыкания ушей, а потом мирно читает газету.

Полёт проходит прямо над Гималаями
Полёт проходит прямо над Гималаями. Когда летите в Луклу, лучше садиться слева - там будут снежные вершины.

В самолёте Yeti
Самолётик люто болтает по воздушным ямам, туристы в салоне орут, но не перестают махать руками и тыкать пальцами в иллюминаторы.

Отдельного упоминания заслуживает аэропорт в Лукле. Коротенькая полоса расположена под наклоном и обрывается в пропасть.
Аэропорт в Лукле
Высота над уровнем моря 2860 метров, длина - 200 ярдов, угол 20 градусов, заход на посадку выполняется с правого разворота с одновременным сбросом высоты на 1400 метров за одну минуту.
Вот здесь можно посмотреть видеоролики посадки в Лукле. Гималайские приключения начинаются именно здесь.

Красный флаг над Луклой
Сразу за территорией аэропорта вас ждёт красный флаг с серпом и молотом - в Непале недавно победили маоисты.

В аэропорту Луклы нас атакуют местные люди - предлагают себя в роли портеров и гайдов. Портер - это тот, кто несёт ваши вещи; таскают немыслимые тяжести, обычно один несёт за троих туристов. Гайд - тот, кто планирует маршрут, налаживает контакты с местными и объясняет, что к чему. Богатые туристы берут себе и тех, и других. Мы идём в горы самостоятельно.
Из Луклы тянет уйти побыстрее. Маленькая деревушка после постройки в ней аэродрома превратилась в проходной двор. Энергии утекают отсюда, не задерживаясь.
Шнуруем ботинки, надеваем рюкзаки и выдвигаемся в направлении Намче-Базара. Длинный день заканчивается остановкой на ночлег немного не доходя Монджо.

Дальше можно ориентироваться по этой карте. Оранжевыми линиями соединены чёрные точки - места ночёвок. В оранжевых кружочках - даты в ноябре, чтоб проще было ориентироваться.
Everest base camp map

Как устроен трекинг а Непале.
Коротко. Смысл непальского трекинга в том, чтобы топать с рюкзаком по горным тропам. Это не каждому дано. И уж тем более не каждый может счесть это отдыхом. В отличие от горных походов в России, в Непале есть инфраструктура, которая делает ваш поход немного проще. По всему пути есть небольшие гостиницы, которые тут называются Lodge. Там вас ждут маленькие неотапливаемые комнаты с фанерными стенками. Удобства, обычно, во дворе. Там же есть Dining Room - столовая с печкой - можно погреться и поесть. Таким образом, вам не нужно тащить с собой палатку и запас еды на две недели. Ночлег стоит 50-200 рупий. Ужин 300-700.


Наша первая ночь с завтраком и ужином обошлась нам на пятерых в 2000 рупий. Очень дёшево. В постоялом дворе для погонщиков яков.

13 ноября.
Проспали до десяти. На завтрак ели tibetian bread с гималайским мёдом. Вообще, весь местный хлеб очень хорош - и "tibetian", и "chapati". Всё это - пресные лепёшки без дрожжей.
Вышли около полудня. Сразу за Монджо - вход в национальный парк. Требуют паспорта, оформляют разрешения на вход. 1000 рупий с человека.
Дальше - подъём, 600 метров вверх и мы в Намче-Базаре. Это вроде местного райцентра - небольшой городишко на перекрёстке торговых путей. Высота - 3400м. Издревле тут торгуют всякой всячиной приезжие и жители окрестных ущелий. Здесь можно обменять валюту и даже снять деньги с карточки.
Мои спутники покупают недостающую одежду. У меня вся экипировка есть. Я просто гуляю.

Мост перед Намче
Подвесной мост перед подъёмом к Намче-Базару

Намче-Базар
Вид с террасы Thawa Lodge в Намче.

Намче-Базар
Вид из окна номера Thawa Lodge в Намче. Этот отрезок улицы - метров сто - освещается ночью. Ибо Намче - это город. Положение обязывает!

Намче-Базар
Намче-Базар.

Намче-Базар
Яки на улице Намче-Базара - главное транспортное средство в этих краях. Здесь нет автомобильных дорог в принципе. Всё сообщение - только пешком или на яках.

Намче-Базар
На главной улице в Намче развёрнута повсеместная торговля.

Ночуем в Намче. С ужином и завтраком это стоит 5000 рупий на пятерых.

14 ноября.
Из Намче выходим поздно - около часа дня. Парни докупали последнюю амуницию.

Про экипировку стоит сказать отдельно. Что нужно для трекинга по этому маршруту.
Прочный удобный рюкзак объёмом литров 60 - это понятно.
Спальный мешок, расчитанный на температуры до -20С - в лоджах холодно и нет одеял.
Прочная, удобная обувь. Я всю жизнь ходил по горам в кроссовках, но здесь струсил - купил трекинговые ботинки ASOLO. В принципе, можно было бы обойтись и без них. Очень тяжёлые. Зато ставишь ногу на камни и не думаешь, что можешь её подвернуть или треснуться щиколоткой обо что-то.
Из одежды... Днём часто можно ходить в футболке и на светлое время суток достаточно пары слоёв Полартека. Но как только солнце уходит за горы, температура резко снижается, ночью бывает до -20С. И если нет желания проводить 16 часов в день в спальном мешке, лучше взять соответствующую одежду. Я возил с собой пуховик Trespass, горнолыжные штаны Brunotti, перчатки и шапку. Это позволяло гулять вечером и смотреть на звёзды.
Обязательно иметь надёжный фонарь - в большинстве лоджей нет света. Я фанат PETZL ZIPPKA PLUS. Считаю, что лучше ничего не придумано.


По дороге от Намче отрываюсь от своих и натыкаюсь на горных коз - джейранов. Здесь заповедник и они подпускают людей довольно близко.

Джейраны

Джейраны

Джейраны

Ночевать останавливаемся возле посёлка Кхумджунг - натыкаемся на пару лоджей на горе. Высота 3950м. Поляк, который шёл сегодня вместе с нами, говорит, что для нас это может оказаться высоковато - мы ещё не привыкли к такой высоте. Мы его не слушаем, он уходит дальше искать ночёвку под горой.

Буддистские флажки
На всех горах и перевалах здесь есть некие буддистские сооружения - башенки с растянутыми от них флагами. Место нашей ночёвки - не исключение.

В эту ночь меня накрывает горная болезнь. Невыносимая головная боль и тошнота - классические симптомы. Принимаю таблетку Диакарба, забываюсь в каком-то полубреду. Утром просыпаюсь бодрым и здоровым.

Маршрут, на который мы потратили неделю, можно пройти за три дня, если поднапрячься. Но делать это не рекомендую никому. Исход может быть печальным, вплоть до летального. Организм не успевает адаптироваться к бедной кислородом атмосфере и пониженному давлению. Реагирует он на эту ситуацию задержкой воды. Поднимается внутричерепное давление, может развиться отёк лёгких или мозга. Подниматься вверх нужно медленно - тогда путешествие не станет для вас пыткой. Если же появляются симптомы "горняшки", имеет смысл начать принимать Диакарб - его продают в Москве в каждой аптеке. Нам он помог.
Ночлег снова обходится в 5000 рупий на пятерых.

15 ноября
После Кхумджунга идёт длинный спуск, затем подъём к посёлку Доле. Вроде остаёшься на той же высоте, но попыхтеть приходится основательно. Оторвался от своих - ждал в Доле полтора часа. Сначала поболтал с эстонцем, потом познакомился с двумя французскими девушками - с ними потом шли вместе следующие пять дней.
Портер возле Dole
Пока ждал, пробовал фотографировать портеров (носильщиков) - очень непростое занятие. Сначала отворачиваются и прячутся, потом начинают позировать - с непринуждённой улыбкой. У него за спиной - килограмм восемьдесят.

Ночевать остаёмся в Доле. Высота около 4000 метров.
Водопад около Dole
Ночью сильный мороз - ручей промерзает сантиметров на 10 и не оттаивает за день, если на него не попадают прямые лучи солнца.

Водопад около Dole
В лоджах часто нет воды - умываться приходится где попало.

Ночлег тут уже дороже - 6600 рупий за пятерых.

16 ноября
Я полон решимости топать до конечной точки маршрута - посёлка Gokyo. Но у остальных акклиматизация происходит медленней - доходим до маленького селения Phanga - его даже не на всех картах можно найти. Тут всего один домик и один лодж.

Machhermo.
Типичный гималайский посёлок. Двухэтажные домики - лоджи для туристов.

Machhermo. Toilet.
В Гималаях туалет обычно на улице. Но общий вид пейзажа не портит.

Phanga.
Фанга - совсем маленький посёлок. Высота - 4445м. Всего один лодж. Там хозяйничает одна молодая девушка с малолетним ребёнком.

Phanga.
Колян со своим барабаном. Брат Антона. Возле лоджа в Фанге. Наш гайд - он уже прошёл однажды часть этого маршрута.

Ночлег - 6000 рупий за пятерых.

17 ноября.
Последний посёлок в этом ущелье - Gokyo. Высота 4800. После Фанги поднимаемся метров 300 вверх и выходим в довольно ровную долину. Справа по ущелью на многие километры тянется ледник Ngozumba. Рядом -цепочка из пяти озёр. Озёра ярко-голубого цвета, это повергает в культурный шок туристов, но я к такой картине привык - в Архызе все озёра такие же. Миновав первое озеро, выхожу ко второму. Решаю искупаться. Солнце светит ярко, но вода ледяная. Вылезая на берег, вижу невдалеке японца - он сидит в позе лотоса, невозмутимо созерцая водную гладь, заснеженные горы и голого меня.

Gokyo. Второе озеро.
Второе озеро на пути в Gokyo.

Дойдя до Gokyo, оставляем вещи и выдвигаемся к одной из главных целей путешествия - вершине Gokyo-Ri - лучшей обзорной точке Гималаев - из тех, что можно достигнуть без специального снаряжения. Высота 5380. Залезаю за час сорок минут. Отсюда видно почти половину восьмитысячников планеты. Cho-Oyu. Everest. Lhotse. Makalu. И несколько менее известных пригорков.

Everest. Lhotse. Makalu. From Gokyo-Ri.
Эверест, Лхоцзе, Макалу. Вид с Гокио-Ри.

Everest.
Эверест. На вершине Гокио-Ри тоже трепещут на ветру буддистские флажки.

Chyachung Kang & Ngozumba Glacier.
Chyachung Kang (7922m.) и ледник Ngozumba.

Gokyo-Ri
Птицы над Gokyo-Ri.

Everest.
Антон, Катя и Эверест.

Everest.
Санёк и Эверест

Everest.
Стволинский и Эверест.

После этого подъёма "горняшка" накрыла Катю. Та же головная боль и тошнота. Тот же Диакарб в качестве лекарства. На следующее утро всё пришло в норму.

Ночлег в Гокио - 6000 рупий на пятерых.

18 ноября

Выспавшись, неспеша выдвигаемся из Гокио в сторону перевала Cho-la. Это будет самым сложным участком пути. Выходить на перевал будем из маленького селения Dragnag, которое стоит прямо у входа в ущелье. Между Гокио и Драгнагом лежит ледник Ngozumba - тянется на много километров по ущелью. Это многометровая масса льда, сверху присыпанная камнями и песком. Когда я иду через ледник, поднимается нешуточный ветер, который мгновенно оборачивается пыльной бурей. Долго потом выковыривал эту пыль из глаз, ушей, карманов и фотоаппарата.

Ngozumba.
Ледник Ngozumba.

В Драгнаге встречаем группу русских - впервые за всё путешествие. Завтра полезем вместе на перевал. Русские играли в карты и пели КСП-шную белиберду до полуночи, мешая всем спать.

Ночлег на всех - 7000 рупий. Чем выше, тем дороже.

19 ноября

Просыпаемся в шесть. Большинство ночевавших в этом лодже уже ушли в сторону перевала. Это самый длинный переход без жилья на всём маршруте. Мы уходим вверх в восемь утра - последними. Впрочем, довольно быстро нагоняем и обгоняем подгулявших вчера русских, а также других ненормальных, готовых лезть на ледовый перевал высотой 5330м. без верёвок и кошек.
Погода портится, ложатся низкие облака, из них начинает сыпаться снежная крупа. Психологически готовлю себя к возможному отступлению. Свернуть себе шею так далеко от дома было бы особо неприятно.
Подъём метров триста вверх по тропинке и вот мы видим сам перевал.

Cho-La pass.
Подъём на седловину по сыпухе проходится довольно безопасно. Хотя лезть триста метров вверх с рюкзаком за плечами, когда содержание кислорода в воздухе меньше половины от привычного - довольно непросто. После каждого десятка шагов требуется пауза - отдышаться.
Но это была южная сторона перевала. За седловиной нас ждёт вечный лёд.

Cho-La pass.
На перевале удаётся пробыть минут 20. Фотографируем. Фотографируемся. С француженками на память - надеюсь пришлют на мейл.

Cho-La pass.
Санёк на Cho-La

Cho-La pass.
Портер несёт барахло русских туристов через перевал Cho-La. За один этот переход портеры просят 2500 рупий (30 долларов). Берут 30 килограмм.

Cho-La pass.
Спуск с Cho-La. Санёк, за ним испанец Хосе и японец, который молился на меня, когда я купался.
Идти можно по снегу - сверху крепкий наст, человека выдерживает. Тропинка превратилась в ледяной жёлоб. Попробовал идти по ней - почти сразу рухнул и поехал вниз. Хорошо - быстро удалось затормозить.

Cho-La pass.
Спуск с Cho-La. Дальше снега нет, по скалам можно спуститься в долину.

После перевала мы в последний раз выпили вместе чаю. Дальше мне предстояло за двое суток добежать до аэродрома в Лукле, а у Антона, Кати, Санька и Коляна было впереди ещё несколько дней путешествия по Гималаям до базового лагеря альпинистов у подножья Эвереста. В два часа дня мы расстались и я рванул в сторону Pheriche. В семь вечера был на месте.
Дальше я фотоаппарат не доставал. Тот путь, который мы неспеша проделали за семь дней, мне предстояло пройти по соседнему ущелью за 48 часов.

20 ноября
В этот день я прошёл столько, что даже шерпы - так называется народность, которая живёт в этом районе Гималаев - и те удивлялись.
В девять утра солнце добралось до моего отеля в Фериче и я бодро пошёл вниз по ущелью.
В Tengboche я пробежал мимо огромного четырёхэтажного каменного здания буддистского монастыря - надеюсь, Антон привезёт его фотографии.
В 16.00 я был уже в гостинной Thawa Lodge в Намче-Базаре, где мы останавливались неделю назад. Здесь мы оставили некоторое количество ненужных вещей - вторые ботинки, полотенце, книжку... Забираю барахло, выпиваю литр непальского чаю и бегу дальше.
На окраине Намче-Базара пост контроля - проверяют паспорт и permition, которая давалась на входе в заповедник. Говорят, что дальше меня могут не пустить, потому что темнеет, а я один и по виду лох. Показываю им фонарь, уже повешенный на запястье. Говорят - ноу проблем, гуд лак и всё такое.
Спускаюсь вниз по тропинке от Намче к Монджо. К тому моменту, когда я дохожу до реки, вокруг уже абсолютная темнота. Я выхожу на мост.

Я стою на подвесном мосту через пропасть. Ночь. Надо мной звёздное небо. Где-то внизу шумит горная река. Вокруг непальские джунгли. Я совершенно один. Это удивительное ощущение.
Включаю фонарь. Ещё час пути до Монджо, где я собирался сегодня ночевать.


В 19.00 я прихожу в Монджо. 10 часов пути. Устал. Немного стёр ноги. Хозяева лоджа уже собирались спать. Но выделяют мне комнату и приносят жареной картошки с сыром на ужин. В гостинной знакомлюсь с тремя французами. Болтаем ещё часа полтора.

Насчёт еды.
Во всех лоджах расчитывают, что вы будете у них есть. Иногда об этом предупреждают сразу - "цена за ночлег 100 рупий, если вы у нас едите; иначе - 500".
Во всех лоджах вам предложат чай - чёрный, с молоком, мятный, имбирный... Можно брать чашками, но если вы не один, лучше попросить термос. Это называется ПОТ - смолл пот - 1 литр, медиум пот - полтора, биг пот - два литра. Термос может быть у вас весь вечер, можно взять его с собой в комнату и вернуть утром. Очень практично.
Что предлагается из еды. Большинство супов, которые есть в меню - из пакетиков. Tomato soup обычно неплох. Не из пакетика только традиционный Sherpa Stew - это похлёбка из всего, что есть в доме. Обычно там картошка, лук, могут быть макароны. Должны быть клёцки! Если их в шерпа стью нет, значит вас кормят, как лоха. Другое традиционное блюдо - Dal Bath. Это рис с чечевичной похлёбкой. Бат - это рис, Дал - похлёбка. Приносят в двух тарелках - рис нужно поливать этим чечевичным соусом. Тонкая особенность - это блюдо можно есть бесконечно. Если вы не наелись, нужно сообщить ,что у вас кончился какой-то из компонентов - вам принесут ещё. Третье распространённое национальное блюдо - Momo. Это что-то типа пельменей/вареников, но с разными начинками - бывают экзотические варианты, например, с сыром и тунцом; делаются варёными и жареными.
Кроме того, в меню обычно есть космополитические блюда - рис с сыром или овощами, картошка, разные макароны, омлеты и т.д. Обычно еда не слишком острая. Реально острые блюда нам принесли только однажды в Катманду в халяльном - мусульманском - ресторане.


21 ноября
Встаю в семь. Около восьми выхожу на тропу. Пройти осталось немного - часов пять, если медленно. Но вчера определённо перетрудился - идти тяжело. Кроме того, допустил ошибку, неправильно собрал рюкзак - почему-то решил положить тяжёлый компрессионный мешок с одеждой в нижнее отделение, а лёгкий спальник положил сверху. Центр тяжести оказался на уровне поясницы и за пять часов пути этот рюкзак меня изрядно вымотал. Тем не менее, в 13.00 я вошёл в Луклу.
За двое суток я спустился с перевала Cho-La (5400м.) до Луклы (2800м.). По опыту кавказских походов знаю, что даже спуск на 700-1000 метров за день приводит к нарушению координации и оглушённому состоянию. По Лукле я брожу как во сне. Я забываю английские слова и с трудом вспоминаю, как попросить маленький термос чая. Я два раза прохожу через посёлок и не могу найти офис Йети Эйрлайнз, хотя на нём огромная вывеска. Наконец, добрый непалец приводит меня туда за руку. Я подтверждаю билет, в нём стоит вылет 10.15. Местные авиамагнаты говорят, что раньше 11 утра мне можно в аэропорт не приходить. Я решаю прийти к девяти утра и впоследствии оказываюсь прав.

22 ноября
Утром просыпаюсь с ясной головой. Пью чай с тостами, выдвигаюсь в аэропорт.
Здесь занимаю выжидательную позицию у стойки регистрации Йети Эйрланз. Там регистрируют группу японцев, после этого в самолёте остаются 4 свободных места, одно из которых достаётся мне. при вылете из Луклы вас будут сажать на свободные места - поэтому если хотите улететь поскорее, приходите пораньше. В 10 утра я уже летел над Гималаями.
Прямо в самолёте рекомендую завести выгодное знакомство. Я познакомился с какой-то израильской девушкой и такси из аэропорта мы взяли вместе. К нам присоединился ещё какой-то непальский гайд, он нашёл машину за 300 рупий, в итоге каждый заплатил по сто.
Дальше у меня был день в Катманду. Я провёл его в шатаниях по кварталу Thamel - ехать смотреть местные достопримечательности мне не хотелось.
Катманду - удивительнейший город. Туда очень хочется вернуться.
Вернуться к этой вкусной дешёвой еде. К чаю Masala. К пиву Everest. К велорикшам и таксистам. К этим бесконечным лавочкам, где можно торговаться до бесконечности и покупать не раньше, чем снизишь цену вдвое. Вперемешку с запахом благовоний и непрерывными автомобильными гудками эта жизнь города затягивает как сон; и не хочется просыпаться.

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду

Катманду


23 ноября
В 16 часов у меня самолёт до Дели. В 12 я сдаю ключ на ресепшн гостиницы, иду завтракать, потом беру такси за 300 рупий до аэропорта. В аэропорту нужно найти стойку регистрации вашей авиакомпании - когда начнётся регистрация, на неё повесят картонку с номером рейса. До регистрации нужно оплатить TAX. Если билет до Дели, это 1400 рупий.
В Дели мне предстояло провести 10 часов в транзитной зоне. Прилетели мы около семи вечера, а самолёт в Москву вылетал в пять утра. Ушлый индус, который занимался транзитными пассажирами, в полночь сказал, что у меня слишком долгий транзит, ему пора домой и он не может заниматься моим багажом. Так я оказался с большим рюкзаком в зоне, где с рюкзаком быть не положено и мне стоило больших услий втолковать индусу, который пришёл в три часа ночи на смену первому, откуда у меня рюкзак и почему я хочу сдать его в багаж.

А в девять утра 24 ноября я уже спускался по трапу аэрофлотовского Боинга на московскую землю. Большое непальское приключение закончилось без особых приключений.

Отдельное спасибо Антону ahaukraeved, которому пришло в голову съездить посмотреть на Эверест и позвать меня в эту поездку.
Tags: Непал, Я, путешествия, фото
Subscribe
promo stvolinsky august 20, 2013 01:29 16
Buy for 10 tokens
У нас было 16 пакетиков гречки, 6 пачек макарон, 8 упаковок мюсли... Это не "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", это пост о том, как собраться в поход. После отчётов о моих последних странствиях у некоторых читателей возникли вопросы о том, какие гаджеты я использовал, как заряжал и "что вы вообще…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →