Andrey Stvolinsky (stvolinsky) wrote,
Andrey Stvolinsky
stvolinsky

28 марта - 2 апреля. Эверест-Москва. Долгий путь домой.

Собираясь в очередное путешествие, я решил отдать долги за предыдущее. Всё никак не доходили руки сделать последний отчётный пост о нашем непальском треке.
Если кто забыл, в прошлой части дневника мы пересекли перевал Чо-Ла и поднялись на Кала-Патар.

На следующее утро мы проснулись, переглянулись и решили, что перевал Конгма-Ла мы оставим на следующий раз. Чтобы было зачем вернуться в эти края. Мы собрали вещи и отправились вниз - на день раньше, чем расчитывали.

Первое куда мы попали - было кладбище. Здесь стояли маленькие и большие памятники неудачливым покорителям Эвереста. Последний труп из деревни Горак-Шеп увезли за пару недель до нашего появления. Какой-то эстонец решил отметить восхождение на Кала-Патар, напился и к утру умер от отёка мозга - даже вертолёт вызвать не успели.
Всё-таки высота здесь нешуточная.

Но мы уже шли вниз и, что радовало, своими ногами.
Так от могильных камней выглядела долина, которую нам предстояло пересечь сегодня.

Тропа становилась всё более обжитой. Стали появляться "святые места" со "святыми камнями". Почему-то выше 4500 эти камни никто не затаскивает. Граница святости лежит где-то на 4000 метров.

Временами камни просто феерических размеров. Этот - размером с автомобиль припаркован у кого-то в огороде.

Чем ниже, тем ровнее и обширнее становятся поля.

На тропинке появляются не только камни с мантрами, но и такие ворота.

Мы приближаемся к старинному монастырю Тенгбоче. (Его видно на горе вдалеке, но врядли вы обратите внимание, потому что быстро проматываете фотографии.)

К самому монастырю мы попали уже поздно вечером, довольно сильно уставшие и решили завтра пойти на утреннюю службу. Нам рекомендовали придти до рассвета.
Утро встретило нас прохладой. Снег, который удивил нас в Лобуче, на высоте 5000 метров, теперь настиг нас гораздо ниже.

После убогих построек, которые мы наблюдали по всему пути, монастырь поразил своей архитектурной серьёзностью.

Впрочем, никто не мог с нами разделить нашего удивления. Все двери и ставни монастыря были закрыты, вокруг не было ни одного туриста и только озадаченный як провожал нас до монастырских ворот.

Мы ещё минут сорок мёрзли у монастырских стен, пока не открылась створка ставни на верхнем этаже и оттуда не выглянул заспанный монах. Он достал большую раковину и начал в неё гудеть, созывая всех на службу.

Я никогда не был на службе в буддистском храме и оказался несколько разочарован. Пока мы мёрзли без ботинок на коврике в углу, несколько монахов, укутавшись в тёплые одеяла, что-то бормотали себе под нос. Длилось это полчаса, при этом один из монахов наливал своим братьям горячий чай. После чего монахи встали и ушли, положив одеяла на лавках. Храм, впрочем изнутри красив.

А вот и братия бормотальщиков греется на солнце

Мы отправились в сторону Луклы, по довольно утомительной лесной тропинке, которая была проложена крайне неэргономично - приходилось преодолевать много лишних подъёмов. Впрочем, вокруг было красиво, особенно радовали подвесные мосты.

Мы заночевали в Монджо, на следующий день добрели до Луклы, провели ночь в гесте около аэродрома, и утром в полупустом самолёте вылетели в Катманду. Нигде я не видел столько бородатых мужчин, как на обратных гималайских рейсах.

У нас было два свободных дня в Катманду. Мы сняли гестхаус за семь долларов в сутки с двоих - такая цена удивила даже меня. В комнате было две кровати и почти тёплый душ. И пошли гулять в поисках достопримечательностей. Первой стал Пашупатинатх - индуистский храмовый комплекс. Здесь все что-то жгли.
У входа жгли какую-то фигню в плошках.

А чуть дальше жгли мёртвых людей, причём массово и прилюдно.
Вот труп заворачивают в подобающие тряпочки

Сверху с балкона, куда пускают только индуистов (!) толпа людей с интересом наблюдает за происходящим.

Труп уносят на носилках в отведённое место

А потом он долго горит на большом ритуальном костре. Запах шашлыка чувствуется в радиусе километра. Остатки сбрасывают в реку, в которой какие-то люди ковыряются в поисках чего-то ценного....

Нам не очень понравился этот Пашупатинатх. И мы отправились бродить по центру, где снова наткнулись на какой-то индийский ритуал. На площади стояла гигантская ёлка, а вокруг люди - конечно - что-то жгли.

Смысла происходящего я не понимал, но плошки с огнём были везде - на столах, на мостовой..

Ёлка стояла на телеге с деревянными колёсами. Вокруг ёлки суетились какие-то люди и раздавали что-то всем желающим.

Очумев от ритуальностей и аутентичностей, я чувствовал себя инопланетянином, который вообще не понимает, где находится.

Следующей важной достопримечательностью я объявил Боднатх и на следующее утро мы отправились туда.
Боднатх - огромная ступа, буддистская святыня. Внутри у этой гигантской хреновины ничего нет - в смысле - ни окон, ни дверей - просто такая каменная штука.

Смысл посещения ступы - ходить вокруг и крутить многочисленные молитвенные барабаны.

Конечно, тут тоже что-то жгли, но крайне локально.

Либо в одной маленькой комнатке - либо такие лампадки на столике. Людей не жгли и потому пахло приятно.

Паломники тут мирно кормили голубей кукурузой.

Клали цветочки в плошки с водой.

Ублажали Будд свежей холодной Фантой.

А самые истовые истово делали простирания.

Всё это настраивало на позитивный лад. Особо способствовали позитиву многочисленные ресторанчики на крышах окрестных домов, где можно было, сидя в тенёчке, пить кофе с жареными бананами в карамели и надлюдать за многочисленными проявлениями любви к своим буддам вокруг этого могучего сооружения.
Остаток дня мы провели в шатаниях по городу и изучении местной еды.
И стоит заметить - для вегетарианцев в Непале просто рай!

See also:

17 марта. Катманду. Сваямбунатх.
18-19 марта. Лукла - Намче-Базар.
20-21 марта. Намче-Базар - Таме - Лунгде.
22-23 марта. Лунгде - Ренджо-Ла - Гокио.
24-25 марта. Две ночи в Гокио и переход через ледник.
26-27 марта. Переход через перевал Чо-Ла и выход к Эвересту.
Tags: canon 35 f2.0, canon 7d, tokina 11-16, Непал, путешествия, фото
promo stvolinsky august 20, 2013 01:29 16
У нас было 16 пакетиков гречки, 6 пачек макарон, 8 упаковок мюсли... Это не "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", это пост о том, как собраться в поход. После отчётов о моих последних странствиях у некоторых читателей возникли вопросы о том, какие гаджеты я использовал, как заряжал и "что вы вообще…