Andrey Stvolinsky (stvolinsky) wrote,
Andrey Stvolinsky
stvolinsky

Categories:

Путешествие по Выгозеру на парусном катамаране. Отчёт.

Фейсбук - это хорошо. Для оперативного показа фотографий и треска о пустяках. Но потом это исчезает в небытии - даже поисковые системы не пытаются разгрести эту помойку. А отчёты о походах, которые я пишу в ЖЖ, люди находят и продолжают читать годами. Недавно, спустя 4 года у меня попросили для одной книжки фотографию с Иовского водохранилища, которую нашли в ЖЖ-отчёте.
Поэтому я продолжаю писать отчёты о путешествиях.
___________________________

Как поехать на Выгозеро с лодкой и чем там заняться.





Дорога.

Крупнейший населённый пункт на Выгозере - посёлок Сегежа. Сюда можно приехать на поезде, следующем в Мурманск - из Москвы, Питера или Петрозаводска. Но с парусной лодкой на поезде тяжело. Мы ехали на машине. Тут есть два основных пути из Москвы - по Ярославке и восточному берегу Онежского озера и по Ленинградке и западному берегу. Первый путь короче километров на 40, кажется. Туда мы поехали первым путём, возвращались - вторым.
Дорога от Москвы до Вологды отличная, дальше до Вытегры - хорошая. Потом - ад. После Вытегры есть участки без асфальта, а асфальт местами такой, что лучше бы его не было. Путь от Москвы до Сегежи через Вологду-Вытегру-Медвежьегорск занял 22 часа при двух остановках чтобы поесть и одной - минут на 20, чтобы поспать. (Заснуть не удалось - поехали дальше.)
Обратно поехали через Петрозаводск-Новую Ладогу-Кириши. Прошли её за 20 часов при двух остановках поесть и двух часах сна в машине. То есть, выигрыш по сравнению с коротким путём - четыре часа! Сегежа-Медвежьегорск - ремонт дороги в финальной стадии - скоро будет свежий асфальт. Трасса Мурманск-Питер южнее Медвежьегорска в отличном состонии и слабо загружена. Постоянно ловил себя на том, что больше 140 ехать не надо. Впрочем, и тут не без засад. По всей трассе натыкали камер. Причём ставят их не в населённых пунктах, которых тут почти нет, а прямо в тайге, где даже электричества нет - мачта, ветряк, солнечные батареи и камера в бронированном корпусе. Автономный комплекс борьбы с автомобилистами. Хороший способ перевести дорогу на самоокупаемость - положить хороший асфальт и натыкать таких камер... Сколько штрафов мне придёт - не знаю. Когда придут - напишу. На одном посту ГАИ меня остановили и показали мою фотографию со скоростью 122кмч. Денег не просили, штрафов не выписывали - просто сказали, чтобы я ехал осторожнее - а штрафы мне по почте пришлют. С трассы "Кола" через средненькую, но вполне терпимую дорогу в районе Киришей попадаем на Ленинградку с её адским трафиком, но ночью мы её проскочили легко.

Заброска.

Сам посёлок Сегежа - индустриальный ад. Там стоит огромный бумажный комбинат, который дымит немилосердно. Весь берег утыкан сваями и лодочными гаражами. Спускать там на воду надувные лодки крайне не рекомендуется, а парусные не рекомендуется категорически - лавировать среди этих брёвен и железок очень опасно.
Возле Сегежи есть несколько дачных посёлков. Один из них - Юхгуба - стоит километрах в пяти на берегу тихой бухты и имеет нормальный подъезд к воде. Но что важнее, в посёлке есть человек, который пытается заниматься мелким туристическим бизнесом и будет рад предложить вам свои услуги. У него можно припарковать машину, можно арендовать лодку, можно попросить его забросить вас на катере на любой остров и забрать оттуда. У него, наконец, можно просто остановиться и пожить в деревенском доме за умеренную плату. Вся инфа по этому ценному челоевку есть здесь: http://www.house063.narod.ru За парковку машины с нас взяли 100 рублей в день и мы, счастливые, отчалили от берега, дождавшись ещё двоих соучастников, которые приехали в Сегежу на поезде.

Выход в море

Выгозеро - это лабиринт островов. С воды в них очень тяжело ориентироваться и без GPS перемещение между ними может несколько затянуться. Крайне рекомендую обзавестись навигатором и картой. Двухкилометровка Карелии в Ози плюс Яндекс или Гугл-карты вполне могут обеспечить достойную навигацию.
Ниже есть карта нашего похода, там вполне понятно как выходить из бухты, в которой стоит посёлок. Посёлок обозначен красным пунктиром и цифрой 1. По пути стрелочка пересекает жёлтую линию - там между островами скопление коряг - здесь нужно по возможности поднять рули/шверты, снизить скорость и внимательно смотреть вперёд. Из воды местами торчат на несколько сантиметров огромные брёвна - влететь в них было бы лишним в начале похода. Также левее стрелочки при выходе на большую воду есть жёлтый квадратик. Там - посередине пролива, рядом с бакенами судового хода есть внезапная каменистая мель с глубиной до 20 см. Мель большая и если есть желание выйти на середину пролива, поймать ветер и рвануть на полной - то лучше этого не делать. Я там влетел в камни на приличной скорости - и очень рад, что у меня оказалась крепкая, продуманная лодка.

На этом техническая информация заканчивается и начинается показ слайдов.



Остров Белая гора.
Цифрой 2 на карте обозначена бухта на острове Белая гора, в которой мы провели немало времени в этом походе. Именно сюда мы отправились в певый вечер, прямо из посёлка.


В этой бухте мы стояли. На горизонте дымит Сегежа.

Белая гора - это такая Пироговка для жителей Сегежи. Те, у кого есть приличные катера с моторами - ездят сюда загорать и купаться. Здесь же останавливаются туристы в начале и конце походов. Остров очень обжитой - много стоянок, есть кривые самодельные лавочки и столики. Но довольно чисто, помойки нигде не обнаружено. Нам повезло мы лишь один раз слышали людей на другой стороне острова и один раз видели моторку в соседней бухте. Почти всё время были на острове одни. По берегам - песчаные пляжи, на острове - красивый сосновый лес, немного черники, немного грибов и три лесных озера с тёплой прозрачной водой.



Местами на Белой горе есть и каменистые берега.


Там тоже красиво. Только купаться чуть менее удобно.


Центральное лесное озеро.


Восточное лесное озеро.


На озёрах ловится мелкий и средний окунь и иногда щучки.


Наловить рыбы за вечер даже на четверых было вполне реально.


Рыбу готовили всеми доступными способами. Походная коптильня была самым изысканным.


Но настоящие индейцы готовили индейскими способами.


Это главный индеец.


В лесу были найдены грибы и им была устроена фотосессия.


Такими они были когда мы приехали на остров.


А такими стали через три ночи, когда мы уезжали.

Остров Койкинский.

Простояв три ночи на Белой горе, мы отправились дальше.


На карте есть маршрут, которым мы, стараясь опасливо держаться вдоль линии берега и островов, пришли к острову Койкинский.


Остров Койкинский - это длинная узкая коса с обрывистыми берегами и сосновым лесом. Со стоянками там сложнее, но западная оконечность косы - почти плоская и там можно легко поставить палатки. Цифра 3 на карте.


Палатки тут стоят прямо на пляже и вся жизнь происходит на песке. Цыгански-морсокй какой-то вариант.


Тут вдоль острова ловится некруный судак, который в копчёном виде тоже прекрасен.


На острове нас застал небольшой шторм и мы простояли тут две ночи, поскольку погода была неустойчивая и по волнам решили не плыть.


Даже здесь на конце острова есть небольшой песчаный гребень, который успешно защищает палатки от ветра - если их поставить с правильной стороны.


Было тепло и вода вполне прогрелась.


Дно по большей части песчаное и даже в шторм купаться тут очень здорово.

Дальше мы отправились к острову Большой Янц. По карте там есть большое лесное озеро, но оно оказалось окружено камышом и болотами - попасть на него у нас не получилось. Мы прошли в поисках стоянки вдоль всего острова и встали на самой южной его оконечности.


Стоянка тут туристическая. Кто-то забыл здесь катамаранные вёсла. Мы их оставили на месте - если кому нужны - заезжайте, забирайте. Лежат прямо на берегу под бревном. С воды не видно - надо причалить. Место на карте отмечено цифрой 4.


Стоянка под соснами посреди огромного черничника. Её здесь просто невероятное количество.


Простояли здесь две ночи, отъелись в черничнике нормально.


Рядом есть место для рыбалки с берега, где можно поснимать закат и надёргать всё той же рыбы на ужин - окунь северный, от мелкого до среднего.


Тут решили придумать способ приготовления рыбы, которым ещё не пользовались.


С острова Большой Янц отправились в сторону Сегежи. Это был длинный восьмичасовой переход.


Сначала болтались посреди озера в штиль часа четыре. И некоторые успели выспаться.


А некоторые - загореть. И все без исключения промокнуть, когда под конец ветер вдул довольно сильный.


Сначала пробовали причалить к острову Городовой (цифра 5 на карте). На нём стоит маяк, но удобных мест для стонки там не нашлось и мы доехали с попутным ветром обратно на Белую гору в любимую бухту - как раз к закату.

Здесь на следующий день была словлена качественная щука.



Хищная, зубастая..


Но вкусная внутри - в копчёном виде.

В последний вечер волнами принесло два артефакта. Банку пива Хейнекен - полную, запечатанную, но сильно потёртую и с надписью "Ищем заядлых путешественников".
И дверь.


Открыть её я забоялся. Только сфотографировал. Потому что и так хочется сюда вернуться - а если открыть ту дверь, то, боюсь, совсем затянет в воды этого удивительного озера. Затянет и не отпустит.
Tags: canon 35 f2.0, canon 7d, tokina 11-16, Карелия, лодки, фото, фото коммуникатором
Subscribe
promo stvolinsky august 20, 2013 01:29 16
Buy for 10 tokens
У нас было 16 пакетиков гречки, 6 пачек макарон, 8 упаковок мюсли... Это не "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", это пост о том, как собраться в поход. После отчётов о моих последних странствиях у некоторых читателей возникли вопросы о том, какие гаджеты я использовал, как заряжал и "что вы вообще…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments