Andrey Stvolinsky (stvolinsky) wrote,
Andrey Stvolinsky
stvolinsky

Categories:

Канал имени Москвы. Шлюзы. Прохождение. Техническая информация.

Несколько дней назад я вернулся из путешествия по маршруту Москва-Калязин и обратно. Мы прошли Канал имени Москвы через шлюзы. Отчёт появится здесь через несколько часов, а пока - техническая информация о прохождении канала, которой не хочется перегружать рассказ о путешествии.





Всем известен мем сталинских времён, что Москва - порт пяти морей, но не все могут ответить на вопрос, что это значит. Смысл этого лозунга в том, что, сев на лодочку у стен Кремля, можно по воде попасть в Балтийское, Белое, Азовское, Чёрное или Каспийское море, а следовательно, и вообще уплыть к чортовой матери из этой страны. Крупные реки и озёра соединены сетью каналов, которые были построены благодаря бесплатному труду многомиллионной армии заключённых ГУЛАГа. Вряд ли такой инфраструктурный проект когда-либо состоялся бы без рабской рабочей силы.
Небольшой частью канальной системы является канал имени Москвы, соединяющий Москву-реку с Волгой. Длина только этого участка почти такая же, как у Суэцкого канала. Число погибших заключённых при строительстве только канала имени Москвы некоторыми историками оценивается в миллион человек.
На канале действуют 11 шлюзов. Если стартовать с Севера Москвы, то до Волги нужно пройти шесть. Первым на пути окажется шлюз номер шесть в Икше, дальше почти подряд ещё три шлюза до Яхромы. Эти шлюзы работают в связке - после того как вы зашли в икшинский шлюз, следующие шлюзы уже будут готовы принять вас по цепочке, если вы не застрянете где-нибудь по причине технических неисправностей. Между третьим и вторым шлюзом отрезок пути более 40 км. Здесь скоростные лодки могут оторваться и попробовать пройти следующий шлюз раньше. После второго шлюза участок канала около 10 километров пересекают две паромные переправы, после чего канал выходит в Волгу - в Иваньковское водохранилище. Если на выходе из канала повернуть направо - то сразу за поворотом будет шлюз номер один, через который можно попасть на следующий участок Волги - в Угличское водохранилище.
Что нужно знать, иметь и уметь для прохождения шлюзов.
Первое - маломерный флот шлюзуется от восхода до заката. Причём, до заката нужно не подойти к шлюзу, а быть готовым из него выйти. Исходя из этого, нужно расчитывать график движения по каналу. Прохождение четырёх шлюзов - с шестого по третий - занимает около четырёх часов. Прохождение второго - около часа. Всё это - без учёта возможного ожидания у входа в шлюз, поскольку маломерные суда отдельно шлюзуют очень неохотно. Как правило, маломерки ждут прохождения большого корабля и шлюзуются за компанию.
Второе - для шлюзования на канале имени Москвы необходимо заключить с каналом имени Москвы договор и получить регистрационный номер. Это бесплатно. Можно сделать это по сети, но я предпочёл съездить лично на улицу Водников. Более подробная информация есть на сайте канала.
Третье - для шлюзования нужна рация речного диапазона. Я использовал Navcom CPC-303A и не пожалел ни разу. Общение с диспетчерами шлюзов происходит на третьем канале, вызов судов - на пятом. При подходе к шлюзу происходит примерно такой радиообмен:

- Шестой шлюз яхте Бискай.
- Кто вызывает Шестой?
- Яхта Бискай, регистрационный номер ХХХХ, на борту всё проверено, исправно, экипаж в спасательных жилетах, следую к вам со стороны Икшинского водохранилища, хотим шлюзоваться в сторону пятого.
- Бискай, сейчас в камере шлюзуется вам навстречу Волго-Дон-5053, на подходе с вашей стороны Речной-37. Шлюзоваться будете с ним, ожидайте.
(Наблюдаем, как к шлюзу подходит буксир с баржей. Из шлюза выходит большой сухогруз. Стоим недалеко от шлюза, но так, чтобы не мешать большим пароходам. Когда Волго-Дон вышел, шлюз вызывает.)
- Речной-37, можете заходить в камеру, швартуетесь правым бортом, пятый-седьмой рым.
- Речной принял.
- Бискай, можете заходить после Речного-37, швартуетесь левым бортом на второй рым.
- Бискай принял.

Получив информацию о том, каким бортом нужно швартоваться, вешаем на этот борт побольше кранцев и швартовый конец. Как вешать швартов - существуют различные мнения. Я цеплял петлю за носовую утку, проводил свободный конец снаружи вант и пропускал через кормовую утку, завязав на конце восьмёрку - чтобы верёвка не вылетела из-под утки. При подходе к рыму матрос багориком накидывет получившуюся петлю на рым, а я подтягиваю лодку за свободный конец и фиксирую его на кормовой утке. Дальше матрос садится на крышу рубки и одерживает лодку, чтобы не болтало и не било о стенки.



После того, как вошли в камеру и привязались указанным бортом к указанному рыму, сообщаем диспетчеру:
- Бискай в шестом шлюзе на второй рым ошвартован.
- Понятно, Бискай. Начинаю опускать камеру, за швартовами следите. Выход из камеры будет в порядке захода.



Когда ворота откроются, над ними загорится зелёный свет - можно выходить, напоследок сказав спасибо за шлюзование, если это не помешает радиообмену с другими судами.



После прохождения второго шлюза нужно преодолеть две паромные переправы. Паром там ездит через канал по тросу, поднятому над водой. При прохождении судов паром причаливает к берегу, трос опускается на дно. Естественно, паромщики заинтересованы в том, чтобы паром ездил и трос опускался пореже. Но при прохождении больших кораблей трос опускают сразу, без вариантов. Поэтому, на выходе из второго шлюза целесообразно сесть на хвост большому кораблю, переключить рацию на пятый канал и сказать:

- Третья паромная яхте Бискай.
- Третья паромная слушает.
- Выхожу из второго шлюза с Речным-37, следую в вашу сторону, пропустите меня вместе с ним, пожалуйста.

Третья паромная переправа находится примерно в километре от второго шлюза. Вторая паромная переправа деградировала до маленькой лодочки, которая возит пассажиров, вызывать её не нужно. Первая паромная находится уже практически в городе Дубна.

Вот, собственно и всё, что нужно знать для прохождения северного участка Канала имени Москвы.
Tags: лодки, путешествия
Subscribe
promo stvolinsky august 20, 2013 01:29 16
Buy for 10 tokens
У нас было 16 пакетиков гречки, 6 пачек макарон, 8 упаковок мюсли... Это не "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", это пост о том, как собраться в поход. После отчётов о моих последних странствиях у некоторых читателей возникли вопросы о том, какие гаджеты я использовал, как заряжал и "что вы вообще…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments